Дипломная на тему Обучение лексике немецкого языка детей старшего дошкольного возраста

Автор: Валерий

Тип работы: Дипломная

Предмет: Немецкий язык

Страниц: 70

Год сдачи: 2006

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Введение
За последние 5-6 лет число людей, изучающих немецкий, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.
В конце XX в. в России произошла "революция" в методах преподавания немецкого языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, чтению и литературному переводу. Это принципы "старой школы", которая показала свою эффективность в деле, но не отвечает ряду современных требований. Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнени по тексту. В результате реализовывалась только одна функция языка - информативная. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне.
Однако, условия изменились. Далеко не все дети и родители способны уделять достаточное количество времени и средств на изучение иностранных языков. Новый социальный заказ привел к пересмотру целей образования в целом и обучения немецкому языку в частности. До последнего момента целью обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь.
В связи с этим, требования к знанию языка динамично меняются, что ставит вопрос о раннем обучении немецкому языку, как одному из самых распространенных языков международного общения.
Однако, несмотря на то, что многими учеными экспериментально подтверждается мысль о сдвиге начала обучения языку на более ранние сроки (дошкольный возраст), в обществе не затихают споры о целесообразности такого обучения. Часто звучит мнение, что взрослые лишают детей детства, понуждая до начала школьной деятельности систематически учится. Указывается на отсутствие единого, проработанного методологического подхода к раннему обучению немецкому языку, а также на многие другие сложности возникающие при рассмотрении этого вопроса.
К сожалению, многие из таких замечаний справедливы, так зачастую можно встретить методические рекомендации по обучению, в которых не акцентируется значимость личностного аспекта, не отражено целостное знание о развитии личности ребенка в процессе обучения иностранному языку и как следствие отсутствие этого компонента при проектировании методологических и методических основ процесса обучения языку. [15, c. 31]
В связи с вышеизложенным, и было предпринято данное исследование, Целью исследования изучить проблемы и методологические аспекты обучения лексике немецкого языка.
Объект исследования: методика обучения немецкого языка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемы и методологические аспекты обучения лексике немецкого языка детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы данного исследования мы выдвинули предположение, что обучение лексике немецкого языка, основанное на учете личностных и речевых особенностей дошкольника, оказывает позитивное влияние на общее развитие ребенка и эффективность образовательного процесса.
Для проверки данной гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научно-исследовательскую и методическую литературу по изучаемой проблеме. 2. Выявить наиболее эффективные методические подходы и приемы для обучения лексике немецкого языка. 3. Проверить на практике эффективность исследованных образовательных технологий.

Глава 1. Проблемы раннего обучения иностранному языку и личностно-речевые особенности детей дошкольного возраста
1.1 Проблемы раннего обучения иностранному языку
Под ранним обучением иностранному языку, мы будет пониматься процесс формирования основ языковой и коммуникативной компетенции как начальный этап (подготовка к обучению в школе) дальнейшего изучения иностранного языка [15, с. 1].
А.А. Леонтьев рассматривает процесс обучения иностранному языку аналогично процессу обучения вообще с его личностно-образовательной функцией, способствующему развитию общеучебных умений (А.А.Леонтьев, 1995).
Проблема времени (возраст ребенка) начала занятий. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче , чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом. [19, С. 217.)
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 10 лет, до 3 бессмысленно, после 10 бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому кодировать свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям. [18, с. 38 42.)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЛИЧНОСТНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.3 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА - ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ И ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ 19
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.2 МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 30
2.3 ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ 32
2.4 ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ 43
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Литература

1. Беккер Л.Б. Немецкий язык для дошкольников. Пособие для учителей и воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1996.
2. Ведель Г.Е. Психология и основы методики преподавания иностранных языков. Воронеж, 1974.
3. Гегечкори Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения устной речи на иностранном языке. М., 1996.
4. Григоров А.А. Игра в слова // Коммуникативная методика, №5, 2002, с.39.
5. Гурвич П.Б. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе, №5, 1988, с.16-18.
6. Добровольский Д.О., Мркво Н.Н. Немецкий язык детям. М.: 1991.
7. Дядичева А.В. Немецкий язык: первый учебник вашего малыша. М.: Эксмо, 2004.
8. Колесников В.В., Лешенко Л.С., Мыслыко Е.А. К проблеме компьютерного обучения иноязычной речи // Системные характеристики устной и письменной речи. Сб. ст. Минск, 1985.
9. Матюшин, Чакаберия Как запомнить иностранные слова. М.: Эйдос, 1993.
10. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе. М.: Высшая школа, 1982.
11. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
12. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе, №4, 1998, с.41-43.
13. Негневицкая Е.И, Шахнарович А.М. Язык и дети. М., 1992.
14. Немецкий язык для малышей. М.: Deutsches haus, 1993.
15. Новые педагогические технологии обучения иностранным языкам на раннем этапе // Методическая мозаика, №3, 2003, с.16.
16. О применении программированных пособий по лексике для обучения немецкому языку // Иностранные языки в школе, №2, 1998, с.35.
17. Облам С.Б. Интенсификация обучения иноязычной устной речи в школе. Минск, 1985.
18. Практический курс методики преподавания иностранного языка. Под ред. Бабинской. Минск: Тетрасистемс, 2003.
19. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения младших школьников // Коммуникативная методика, №2, 2001, с.23.
20. Ситуативная роль и ее значение в процессе обучения лексике немецкого языка младших школьников // Иностранные языки в школе, №5, 1984, с.29.
21. Учебные экспериментальные задания по немецкому языку на втором году обучения. / Сост. С.Ф. Шатилов, М.П. Страхова, Н.И. Хрулева. Л., 1990.
22. Формирование лексических навыков говорения // Иностранные языки в школе, №5, 2004, с.38-40.
23. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Поссова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: Интерлингва, 2002.
24. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду
25. Цырлина З.И. Преподавание иностранного языка на начальном этапе в различных условиях. Л., 1989.
26. Hellwig P. Computer Partner oder Medium? // Meidentechnik. Tübingen, 1986.
27. Windt D. Sprachlerprogramme auf Microcomputern // Meidentechnik. Tübingen, 1986.
28. Wazel G. Möglichkeiten und Grenzen des Einsatzes von Coputer im fremdsprachlichen Deutschunterricht Versuch einer ersten Positionsbestimmung // Computer und Video im fremdsprachlichen Deutschunterricht. Jena, 1984.
29. Lund Morten und Heinsen Palle. Auf Deutsch, bitte! - 2/ Uebungsheft. 1978.
30. Schrumdirum Kinderzeitschrift. № 3, Marz 2004.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Современные деньгиКурсовая200628Москва
Анализ и оценка факторов риска,влияющих на его возникновение в д-ти предпр-яКурсовая200640ГУУ (Москва)
Особенности формирования рынка ценных бумаг в РоссииДипломная2006106Москва
Экономика предприятияКурсовая200624Моск. госуд. агро-инженерный универс. им. Горячкина (Москва)
Изображение дня и ночи в лирике Тютчева (на примере стихотворения «День и Ночь»)Реферат200611Москва
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятияКурсовая200635взфэи (Москва)
Предмет философииРеферат200611всероссийский государственный институт кинематографии(Москва)
Налоги в системе финансовых отношенийКурсовая200621взфэи (Москва)
Основные средства предприятияКурсовая200631ГГТУ (Жлобин)
Понятия: «экономическое методы», «администрация», «безработные», «функция управления», «идентификация».Контрольная200614Хабаровская государственная академия экономики и права(Курильск)
Государство в рыночной экономикеРеферат200619Институт нефти и газа (Москва)
Оценочная деятельностьКонтрольная200612Москва
Экологические проблеммы нефтяной и газовой промышленностиРеферат200616Институт нефти и газа (Москва)
Валютные рынкиКонтрольная200618ВЗФЭИ (Москва)
Управление рекламной деятельностью в современных российских условияхКурсовая200644Институт грибоедова (Москва)
Медицинское страхование за рубежом и в РФКурсовая200642ПГФАР (Москва)
Сделки с недвижимостью или особенности договора купли-продажи или особенности договора даренияКурсовая200624МГИМО
Древневосточная философияРеферат200615ВЗФЭИ (Москва)
Экономическая сущность кредита. Функции кредитаРеферат200615ВАВТМосква
Экономическая сущность кредита. Функции кредита. РефератРеферат200615ВАВТМосква
НаркоманияКурсовая200644ргсу (Москва)
Основы жизнедеятельности и развитие организацииРеферат200611москва
Н. М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книгеКонтрольная200618МГУП (Москва)
Роль информации и документа в менеджментеКурсовая200662москва
Виды информационных систем и их специфика. Сфера их примененияРеферат200621ВГНА(Москва)
Малый бизнес в рыночной экономике (РФ)Курсовая200625ИНЭП(Москва)
Международные стандарты бухгалтерского учета (история возникновения и значение)Курсовая200624Москва
Научное познаниеРеферат200616М.Г.П.У(Москва)
Учетная политика организации и ее основные принципыКурсовая200636Москва
Безналичные расчеты в РФДипломная200663ВЗФЭИ Москва