Реферат на тему Предмет философии

Автор: Валерий

Тип работы: Реферат

Предмет: Философия

Страниц: 11

Год сдачи: 2006

ВУЗ, город: всероссийский государственный институт кинематографии(Москва)

Выдержка

Философия и мировоззрение
Для человека издавна одним из самых главных был вопрос «Зачем я живу?», т.е. необходимость понять отношение «человек мир». Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия.
Обобщенная система представлений о мире и о себе, ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненную позицию субъекта, называется мировоззрением. Его основой являются знания, на основании которых человек определяет меру значимости для себя тех или иных явлений. Так складываются оценки и системы жизненных ценностей человека.
Разум и чувства соединяются в мировоззрении с еще одним его компонентом волей. Сплав знаний, воспринятых как истинные, чувств, оценивающих знания в качестве необходимых, отвечающих ценностным ориентациям субъекта, и воли, побуждающей его к действию, образует ядро мировоззрения убеждения, которые являются источником активности субъекта, определяют его жизненную позицию и поведение.
Субъектом мировоззрения может быть отдельная личность, социальная группа или общество. Поэтому при наличии множества индивидуальных вариантов всегда существуют и общие, типические черты мировоззрения.
Первым общим типом мировоззрения можно выделить мифологию (космоцентризм) способ понимания природной и социальной действительности. Принято считать, что мифологические мышление присуще только первобытному человеку, однако последние психологические исследования позволяют сделать выводы о наличии мифологического мышления и в самом высокоразвитом технологическом обществе современности.
Для мифологического мировоззрения характерны эмоциональность, символическое понимание окружающего мира, невысокая степень индивидуальности человека. Мифологическое мышление не предполагает нравственной оценки события, оно просто использует его как факт, по образцу которого осуществляются события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера.
Названные особенности мифологии как типа мировоззрения определяют его функции: познавательную, воспитательную, прогнозирования и моделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценки является следование традиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливается и поддерживается гармония между природой и обществом, человеком и средой.
С развитием социальных форм жизни в мировоззрении постепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людей начинают интересовать не только внешний мир сам по себе, но и некоторые более абстрактные категории, например, вопросы человеческих взаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его нравственных ценностей.
Попытка осмыслить эти проблемы связывается с представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются в образах богов. Так складывается религия (теоцентризм) исторически, социально и психологически обусловленный тип мировоззрения. В его основе лежит признание существования наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущих людей не только потому, что определяет их индивидуальное земное существование, но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены все земные проблемы.
В своем обосновании религия опирается не на знания и аргументы, а на веру в сверхъестественное. Высшее начало религиозного мировоззрения воплощается в идее Бога, воспринимаемой одновременно в качестве нравственного идеала и гаранта справедливости для всех верующих.

По мре становления исторического процесса темпы общественного развития возрастают, быстро прогрессирует материальное производство, расслаивается социальная канва общества, усложняются все общественные отношения. Человека уже не удовлетворяет ни эмоционально-символическая картина мира, которую дает мифология, ни некритичная вера религии. Теперь он нуждается в новом, обобщенном представлении о мире, пытается найти то всеобщее начало, которое объединяет все сущее, делает мир целостным во всех его конкретных проявлениях. Он стремится мыслить самостоятельно, свободно и бесстрашно, пересматривая устоявшиеся представления, традиции и нормы. Для этого необходим новый уровень общественного сознания теоретическое отношение к действительности.
Новым историческим типом мировоззрения становится философия, которая вместо мифологической и религиозной картины мира дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека.
Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в период между 800 и 200 годами до н.э. в разных центрах цивилизации Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.
Слово «философия» происходит от греческого «фило» любовь и «софия» мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.
Философия это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.

Содержание

Нет

Литература

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / под рук. И. Т. Фролова. М., 1989 г.
2. Канке В. А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. М., Издательская корпорация «Логос», 2003 г.
3. Краткий словарь по философии. Изд. 4-е. М., «Издательство полит. литературы», 1982 г.
4. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В. Осичнюка, В. С. Зубова. К., «Фiта», 1994 г.
5. Философия. Ю. А. Гусев, Н. И. Жуков, В. Г. Изох и другие (под ред. Н. И. Жукова). Мн., БелСоЭС «Чернобыль», 1995 г.
6. Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914
7. Соловьёв В.С. Письма. Т.3
8. Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Налоги в системе финансовых отношенийКурсовая200621взфэи (Москва)
Основные средства предприятияКурсовая200631ГГТУ (Жлобин)
Понятия: «экономическое методы», «администрация», «безработные», «функция управления», «идентификация».Контрольная200614Хабаровская государственная академия экономики и права(Курильск)
Государство в рыночной экономикеРеферат200619Институт нефти и газа (Москва)
Оценочная деятельностьКонтрольная200612Москва
Экологические проблеммы нефтяной и газовой промышленностиРеферат200616Институт нефти и газа (Москва)
Валютные рынкиКонтрольная200618ВЗФЭИ (Москва)
Управление рекламной деятельностью в современных российских условияхКурсовая200644Институт грибоедова (Москва)
Медицинское страхование за рубежом и в РФКурсовая200642ПГФАР (Москва)
Сделки с недвижимостью или особенности договора купли-продажи или особенности договора даренияКурсовая200624МГИМО
Древневосточная философияРеферат200615ВЗФЭИ (Москва)
Экономическая сущность кредита. Функции кредитаРеферат200615ВАВТМосква
Экономическая сущность кредита. Функции кредита. РефератРеферат200615ВАВТМосква
НаркоманияКурсовая200644ргсу (Москва)
Основы жизнедеятельности и развитие организацииРеферат200611москва
Н. М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книгеКонтрольная200618МГУП (Москва)
Роль информации и документа в менеджментеКурсовая200662москва
Виды информационных систем и их специфика. Сфера их примененияРеферат200621ВГНА(Москва)
Малый бизнес в рыночной экономике (РФ)Курсовая200625ИНЭП(Москва)
Международные стандарты бухгалтерского учета (история возникновения и значение)Курсовая200624Москва
Научное познаниеРеферат200616М.Г.П.У(Москва)
Учетная политика организации и ее основные принципыКурсовая200636Москва
Безналичные расчеты в РФДипломная200663ВЗФЭИ Москва
Описание особенностей инновации этапов инновационногоКонтрольная20064МНЭПУ(Москва)
Виды административных наказаний за административные проступкиКурсовая200630МГАВТ(Москва)
Амортизационная политика в современных условияхРеферат200616Москва
Характеристика АКБ ОАО Левко-БанкОтчет200632ЧелГУ Челябинск
ДеньгиКонтрольная20068Москва
Безапосные условия труда в условиях повышенной пожаро-взрыво опастностиКурсовая200630УГАТУ Уфа
Трудовое посредничество и источники его информационного обеспеченияКурсовая200625ГУУ(Москва)